29 августа в 16:00 | Круглый стол | Центр ММС «Зов Земли» в МО Георгиевский

Приглашаем всех желающих принять участие в круглом столе в Центре межнационального и межконфессионального согласия Зов Земли в МО Георгиевский. Международная историко-культурологическая, научно-просветительская автоэкспедиция «Юрта Дружбы по городам Российского Великого Чайного пути из Москвы в Монголию, Улан-Батор.»

Докладчик: Каскырбай Рашид Каскырбаевич — кандидат географических наук, ученый-практик, действительный член Русского географического общества, член-корреспондент Международной Академии Наук ЭБ. Время: 29 августа 16:00-18:00 Место: Центр ММС Зов Земли, ул. Белградская д.40 (2 этаж) Справки по телефону: +7 914 103-31-00 / +7 952 278-58-79 #мо_георгиевский #зов_земли

Об истории Чайного пути

28 августа 1628 тргода в осоге Нерчинск, который находился севернее нынешнего Восточного аймака Монголии, представители российской династии Романовых и маньчжурской династии Цинь подписали один договор. Это был первый договор в истории взаимоотношений двух стран, который позднее стал называться как Нерчинский.

Настоящим договором была установлена общая государственная граница и достигнута договоренность об осуществлении взаимной торговли. Но, ввиду отсутствия дорог и сообщений и неопределенности некоторых положений договора, реальные условия ведения торговли были созданы только после  уточнения государственной границы Буринским договором от 20 августа 1727 г. и определения основных принципов торговли Кяхтинским договором от 21 октября того же года.

На основании этих договоров вскоре были созданы приграничные торговые пункты: на российской стороне – Кяхта, а на другой стороне – Маймачен.  И вот более чем на двести лет эти пункты стали основной точкой торговли между Россией и Китаем. Но с открытием Суэцкого канала в 1869 г. и началом эксплуатации Транссибирской железной дороги в 1903 г. ее значение существенно снизилась, а в связи с Синьхайской революцией в Китае 1911 г., Первой Мировой Войной, а также Октябрьской революцией в России и Народной революцией в Монголии и вовсе упало. Тем не менее вплоть до 1927 г. торговля продолжалась в определенных масштабах.

Чайный путь в Кяхте. Конец XIX в.

В связи с тем, что основным товаром, перевозимым по пути Кяхта – Маймачен с китайской стороны был чай, торговый путь стал называться Чайным. Конечным пунктом Чайного пути, имеющего протяженность около 9 тысяч километров, явилась Москва. Чай, выращенный и собранный в южных и центральных провинциях Китая, доставлялся в Калган, а оттуда через Замын-Уд, Чойр и Хурээ его везли в Кяхту.

Чай заворачивали в сырые шкуры домашнего скота* и транспортировали караваном на вьючных верблюдах. Количество верблюдов в караване порою достигало тысячи, каждый верблюд вез до двухсот килограммов на себе или тащил четыреста килограммов на телеге. Караван преодолевал расстояние около 30-40 километров в день. Из-за особенностей природно-климатических условий караваны выдвигались в путь только осенью и зимой. Великую пустыню и степь между Калганом  и Кяхтой они пересекали за 30-40 дней.

Помимо чая из Китая везли также шелк и фарфоровые изделия. Обратно караваны везли драгоценные меха, шерстяные ткани (иногда даже английского и немецкого производства), а впоследствии также и хлопчатобумажные ткани.

 

Фото с экспозиции Музея чая (Исторический музей почтовой станции города Эрлянь Илинь, Китай).

Исследователи пишут, что Кяхта была самым прибыльным направлением внешней торговли России того времени. В XIX веке Кяхта была вторым населенным пунктом после Москвы по количеству купцов – миллионеров.

Американский журналист Ж.Кеннан, побывавший в Кяхте в 1881 году, писал, что через этот торговый пункт в год проходят товары на общую сумму в 10-15 млн. долларов США (при переводе на сегодняшний курс это огромный показатель). Кяхту середины XIX века сравнивали с Гонконгом того времени. Говоря современным языком, пункт Кяхта-Маймачен был зоной свободной торговли.

Фото с экспозиции Музея чая (Исторический музей почтовой станции города Эрлянь Илинь, Китай).

Чайный путь оказал существенное влияние на историю всей Монголии и, в особенности, ее столицы. Караванщики, много дней находившиеся в пути, обязательно останавливались на берегу реки Толы у подножия горы Богд, леса которой являются самой южной частью сибирской тайги. Не случайно именно тут был заложен Хурээ – современный Улан-Батор. Иными словами, место, избранное скорее караванщиками, а не ламами, впоследствии было застроено буддийскими монастырями и разрослось в город Хурээ.

Поскольку Хурээ находился на Чайном пути – главной торговой артерии между Россией и Китаем – с 1786 года маньчжурские власти разместили там своего амбаня (губернатора), а открытие в 1861 году российского консульства стало подтверждением масштабов и значения населенного пункта как в пределах Внешней Монголии, так и на международной арене. Более того, Хурээ в ходе своего развития превратился не только в административный и религиозный центр Монголии, но и в крупный международный торговый центр. Именно из Хурээ товары, привозимые из России и Китая, распространялись по всей Монголии.

 

 Памятник верблюжьему каравану с чаем. Современный Улаанбаатар. Фото medee.mn

С другой стороны, можно сказать, что монголы почти 300 лет осуществляли транзитные перевозки не только между Россией и Китаем, но и между Европой и Азией в целом.

Современный Чайный путь

Маршрут Улаанбаатарской железной дороги, построенной в 1947-1956 гг. в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МНР и СССР заключенным в 1947 году, совпадает с маршрутом Чайного пути, поэтому имеются все основания назвать его современным Чайным путем.

Иначе говоря, эта трансмонгольская железная дорога, как и старый Чайный путь, успешно выполняет функцию главной торговой магистрали, соединяющей не только Россию с Китаем, но и Европу с Азией. С этой железной дорогой напрямую связано и развитие современной  Монголии. Дома и здания сегодняшнего Улан-Батора, фабрики и заводы в Дархане, флагман монгольской индустрии – совместный горно-обогатительный  комбинат «Эрдэнэт» – были возведены именно благодаря ей.

Тут хочется более подробно рассказать о значении железной дороги.

В XIX веке железные дороги оказывали влияние не только на темпы экономического развития государств, но и на их суверенитет. К примеру, в конце XIX века в Китае развитые страны на основании концессии сперва  строили железную дорогу, а затем прилегающие территории превращали  в зону своего влияния.

В то время поговаривали и о строительстве железных дорог Кяхта-Хурээ и Калган-Хурээ, но по финансовым и по другим причинам эти замыслы не были реализованы. А ведь если хотя бы одна из них была бы проложена, современный облик Монголии мог быть совсем иным.

В то время для обслуживания каждого километра дороги требовалось 20-25 человек. Естественно, малочисленные кочевники-монголы не могли бы выполнять эту работу, поэтому пришлось бы приглашать и заселять иностранных рабочих. Но вследствие того, что после Второй Мировой Войны статус-кво Монголии был подтвержден на международном уровне и страна стала соседствовать с двумя дружественными государствами, ситуация изменилась коренным образом, а Улан-Баторская железная дорога, построенная в середине прошлого века благодаря помощи СССР, принесла  Монголии только прогресс.

 

Вместо каравана стали ездить поезда.1956 г.

Наряду с железной дорогой, проложенной вдоль маршрута Чайного пути, построена и автомобильная дорога. Также рассматриваются вопросы строительства ЛЭП и газопровода по данному маршруту. Над маршрутом Чайного пути проходит и воздушная трасса, соединяющая Россию с Китаем. В последнее время этим транспортным магистралям, а также  планируемым проектам наши дали общее название – «Степной путь». Конечно, это дело вкуса.

Отрадно, что в последнее время участились конференции и заседания российских, монгольских и китайских ученых и исследователей по вопросам Чайного пути, а туристические компании стали организовывать поездки по его маршрутам.

Подводя итоги, можно сказать, что Монголия, расположенная между Российской Федерацией, самой обширной и богатой ресурсами страной, и Китайской Народной Республикой, самой густонаселенной страной с бурно развивающейся экономикой, может получить огромную экономическую выгоду от развития транспортной инфраструктуры вдоль маршрута Чайного пути.