Население Аравийской пустыни.

Аравийский полуостров — это пустынное плоскогорье площадью около 3 млн кв. км. По некоторым теориям именно этот полуостров был колыбелью семитских народов.

В ТаНаХе содержится немало упоминаний об Аравийском полуострове и его жителях. Эти упоминания хорошо согласуются с показаниями как надписей, найденных в разных местах полуострова, так и ассирийских, вавилонских и греческих источников.

С начала мусульманского периода и до сегодняшнего дня Северная и Центральная части полуострова, почти совпадающая по территории с современной Саудовской Аравией, назывались Хиджаз. В строгом смысле это наименование относится лишь к области, расположенной вдоль северо-западного берега Красного моря. Племена этого региона назывались Бану Мудар. Юго-Западная часть Аравийского полуострова, населенная племенами Бану Кахтан, носила в домусульманский период название Химьяр, а затем получила новое наименование — Йемен, под которым известна до сих пор.

На самой окраине великих империй, Византии и Персии, эта пустыня, с разбросанными по ней несколькими оазисами, была населена бедуинскими племенами. Они вели кочевой и патриархальный образ жизни. Практиковали обрезание и почитали священные камни, из которых самым известным был черный камень Каабы в Мекке.

В то же время через эту страну проходили несколько важнейших торговых путей, связывающих Сирию с Йеменом и Индийский океан со Средиземным морем. На торговых перекрестках возникали города, где оседали кланы, старейшины которых стали процветающими торговцами. Они устанавливали связи с византийскими и персидскими чиновниками и путешественниками. В результате в Аравии распространялись идеи ,возникшие в более развитых странах. С очень древних времен арабам были известны библейские сказания, чему способствовало и родство языков — арабского и иврита. Арабы охотно причисляли себя к потомкам Авраама по линии Ишмаэля, изгнанного в пустыню. Во времена преследований Рима и Византии сюда бежали и евреи и христиане. И те и другие активно занимались прозелитством. Некоторые племена, таглиб и наджран, перешли в христианство, а некоторые, кайнука, надир, курайза — в иудаизм.

Арабские предания возводят поселение евреев в Хиджазе ко времени Моше или Давида. Из надписей вавилонского царя Набонида, 555-539 гг. до н.э., и так называемой «Молитвы Набонида», найденной среди свитков Мертвого моря, явствует, что некоторые из евреев вавилонского плена переселились в Хиджаз в VI веке до н.э.

О существовании еврейских поселений в первых веках н.э. говорят еврейские имена собственные и обозначение ряда упоминаемых лиц как евреев. О евреях упоминает и римский полководец Элий Галл, который нашел их в городе Хиджра во время своего йеменского похода в 25 году до н.э. Еврейский отряд, который Ирод послал Галлу, должен был служить связующим звеном между римским войском и еврейскими общинами.

Возможно, в конце IV века н.э. в части Хиджаза существовало царство, населенное евреями или арабами, принявшими иудаизм. В классической арабской поэзии сохранились имена и произведения еврейских поэтов, живших на Аравийском полуострове в доисламский период.

Арабские историки упоминают около 20 еврейских племен, населявших Хиджаз до начала и в начале исламского периода. Наиболее крупными среди них были Бану-Надир и Бану-Курайза, прозванные арабами ал-Кахинаи, «два священнических племени», и Бану-Кайнука. Много иудеев жило в Хайбаре и других оазисах полуострова.

После разгрома в 525 году христианами-эфиопами южно-арабского Химьярского царства Зу Наваса многие еврейские беженцы поселились в окрестностях Таифа, восточнее Мекки. В это же время ряд арабских племен в районе Ятриба (Медины) были вассалами живших там еврейских племен.

Такова была ситуация Аравии, когда в 570г. в Мекке родился мальчик, которому суждено было перевернуть мир.

Мохаммед.

До сих пор остается спорным вопрос о том, какая религия и в каком объеме воздействовала на юное воображение Мохаммеда. Не вызывает сомнения лишь тот факт, что он хорошо был знаком и с основами иудаизма и с основами христианства. Со своим караваном он совершал путешествия по странам «Плодородного полумесяца» — Палестине, Египту, Сирии и Вавилонии. Ему приходилось встречаться со многими образованными евреями. Постепенно он заинтересовался и увлекся их религией. Как и прочие арабы, Мохаммед считал себя потомком Ишмаэля — сына праотца Авраама.

Мохаммеда интересовали религиозные вопросы; он начал развивать свои собственные идеи и со временем стал считать себя великим пророком, подобным Моше. Он глубоко уверовал в Единого Б-га, которого называл Аллахом. В иврите этому слову соответствуют «Элоах», «Элохим».

«Нет Б-га, кроме Аллаха, а Мохаммед — пророк Аллаха»

провозгласил он. Мохаммед был уверен, что его пророчества вдохновлены самим Б-гом.

В юности Мохаммед был искренне предрасположен к евреям и иудаизму: он охотно соглашался, что его знание о Б-ге идет от них. Позднее, в Коране, он упоминает имя Моше более ста раз и подтверждает, что арабы произошли от патриарха Авраама через его сына Ишмаэля. В период становления новой религии Мохаммед даже молился в сторо-ну Иерушалаима, соблюдал пост в Йом Кипур, не употреблял в пищу свинину. Это было связано и с его желанием привлечь на свою сторону евреев.

Первоначально Мохаммед не считал себя основателем новой религии, он претендовал лишь на восстановление древней религии Авраама (Ибрахима) и связывал свое учение со священными книгами евреев и христиан, о которых он имел неполное и подчас искаженное представление.

Позже он объявил о рождении новой религии и посвятил делу ее распространения всю свою энергию и все душевные силы.

Новую религию, названную «ислам» (буквально «примирение», «покорность воле Б-жьей»), Мохаммед строил на основе иудаизма. Его пророчества содержат осуждение идолопоклонства и жертвоприношений лжебогам и направлены на утверждение монотеизма. Он призывал своих последователей жить справедливо. Многие нравственные принципы формировались под влиянием того, что становилось ему известно в результате общения с евреями и христианами. Тем, кто станет исполнять заповеди ислама, он обещал вечное блаженство в загробной жизни.

Основное положение о едином Б-ге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мохаммедом от евреев. Библейские персонажи играют важную роль в Коране.

Себя Мохаммед рассматривал как продолжателя миссии живших до него великих пророков. К их числу он относил Адама, Ноя, Моисея, Давида, Соломона и Иисуса. Мохаммед же выступает как последний пророк. Представление о том, что теперь пророчества прекратились, также заимствовано из иудаизма. Первоначально он ставил Тору выше Корана, и лишь позднее пришел к выводу о равноценности обеих книг с намеками на превосходство Корана. Чтобы умалить значение Торы, но не опорочить ее при этом, он заявлял, что современный текст был фальсифицирован и не соответствует тому, который Моисей получил на горе Синай.

Согласно мусульманской традиции, сначала Мохаммед проповедовал в Меккке, но там не добился больших успехов и смог обратить в свою веру лишь несколько десятков человек. Жителей города раздражали попытки Мохаммеда обратить их в ислам, они видели в нем лишь смутьяна-фанатика. Ортодоксальные евреи и местные знатоки Закона, чье одобрение и поддержка ему были особенно необходимы, проявили скептицизм и высокомерие. За этим последовали споры и взаимные нападки. В 622 году Мохаммеду пришлось бежать в соседний Ятриб — город, расположенный к северу от Мекки и населенный в значительной мере еврейскими или иудаизированными племенами. Теперь положение резко изменилось: арабские и еврейские племена Ятриба поменялись местами. Мохаммед решил пойти на соглашение с более сговорчивыми жителями. Это привело к договору 620-622 гг. между Мохаммедом и арабскими племенами. Договор помог Мохаммеду перебраться в Ятриб в 622 году. Город получил наименование «Мединат ан-наби», «город пророка» или сокращенно «Медина». Ему сопутствовал успех и число сторонников стало быстро возрастать. Однако богатые и влиятельные евреи Медины отказывались признавать в нем посланца Б-га.

Как и христиане, евреи сочли, что все верное в учении Мохаммеда не ново, а все новое — не верно. Мохаммед не очень хорошо знал Библию. В суре (главе Корана) 28:38 фараон (из книги Шмот) просит Гамана (из книги Эстер) построить Вавилонскую башню (начало книги Брейшит). Вдобавок евреям (как и христианам) явно не импонировали советы Мухаммада бить непослушных жен (4:38). Список подобных «нелепиц» можно было бы продолжить.

Мохаммеду так и не удалось обратить большинство евреев в ислам и уже через два года отношение к ним стало враждебным. Он изгнал из Медины еврейские племена. Все мужчины племени Бану-Курайза были убиты, женщины и дети проданы в рабство. Земли еврейских племен были захвачены последователями Мохаммеда. В 627 году он разгромил евреев Хайбара, после чего они, а также евреи из других мест Северного Хиджаза, были лишены права собственности на свою землю и превратились в ее арендаторов.

Принято считать, что уже в правление халифа Омара, 634-644 гг., евреи были изгнаны из северной и центральной части Аравийского полуострова. Формальным основанием для этого послужил хадис, устная передача слов Мохаммеда от имени одного или нескольких его сподвижников, в котором Мохаммеду приписывалось заявление о недопустимости существования в Хиджазе двух религий. Однако, по свидетельствам арабских источников и Каирской генизы, множество евреев проживало в Хиджазе еще в X-XI веках. С XII века достоверные сведения о евреях в северной и центральной частях Аравийского полуострова отсутствуют. Очевидно, с этого времени запрет на проживание немусульман в Хиджазе, где расположены святые города ислама Мекка и Медина, проводился достаточно строго.

Отношениями между Мохаммедом и евреями в разное время объясняются контрасты Корана; в одних местах евреи прославляются и тогда они именуются «сынами Израиля», а в других, более поздних, подвергаются резкому осуждению называются «иудеями».

К несчастью для евреев, в Коране сохранились не только лесные высказывания в их адрес; гнев отверженного ими Мохаммеда также сохранился в Коране. Мохаммед здесь разными способами порочит евреев и иудаизм, например, делает Авраама мусульманином, а не евреем:

«Авраам не был ни иудеем, ни христианином, а был он… предавшимся (Аллаху) и не был из многобожников. Самые близкие к Аврааму люди, конечно, те, которые за ним последовали, и этот пророк и те, которые уверовали. А Аллах — друг верующих.»

(3:60— 61), или упрекает евреев в том, что они нарочно исключили из своей Торы все пророчества о нем (9:32).

К сожалению, первые проповедники монотеизма в Аравии, были ли они евреями или христианами, распространяли среди своей паствы ту ненависть и подозрительность к конкуренту, которая уже успела сложиться у них самих в ходе вековой вражды, особенно в связи с христианской доктриной отвергнутого Израиля. Подобные же приемы все чаще использует и Мохаммед в своей борьбе с инакомыслием.

Обвинения Мохаммеда в адрес евреев многие мусульмане счита-ют исходящими от Аллаха и относят ко всем евреям на все времена. Например, в суре 2:58 Мохаммед говорит:

«И воздвигнуто было над ними унижение и бедность. И оказались они под гневом Аллаха.»

Чтобы окончательно отдалиться от иудаизма, Мохаммед предписал обращаться во время молитвы не к Иерушалаиму, а к Мекке. Пост в Йом Кипур заменен на Рамадан и значительно удлинен. Также была отменена большая часть пищевых запретов, кроме запрета на употребление свинины, крови и падали. Отменен обязательный субботний отдых, считалось, что Б-г не нуждается в отдыхе после сотворения мира. Пятница стала днем молитв, но при этом не запрещалось работать.

Тем не менее, желание отгородиться от иудаизма лишь ярче подчеркивает связь с ним ислама. Это подтверждается и основным сходством двух религий — неразрывное переплетение религии и закона.

Подобно иудаизму после разрушения Второго Храма, Ислам не знает профессии священников. Единая система образования и единый язык, как язык культа, права, науки и всего арабского мира, очень напоминают еврейскую традицию.

Мохаммед продолжал проповедовать и искать сторонников. Постепенно ислам распространился и укоренился по всей стране. Многочисленные племена, веками враждовавшие друг с другом, объединились, осознав себя единым народом ислама, сплоченным под предводительством Мохаммеда.

Коран

При преемнике Омара — халифе Османе, зяте Мохаммеда, был оформлен и записан Коран — священная книга мусульман. По велению халифа все пророчества Мохаммеда были систематизированы и записаны в соответствии с заметками личного секретаря пророка. Коран записан классическим арабским языком и разделен на главы, расположенные в порядке убывания длины каждой главы (кроме первого, содержащего хвалу Аллаху, отрывка).

Эта книга была составлена через несколько десятилетий после смерти Мохаммеда и представляется очень трудным чтением для европейского читателя. Карлейль писал, что «это беспорядочное собрание, необработанное и трудно воспринимаемое. Только чувство долга может заставить европейца дочитать ее до конца.» Но при этом отмечалось и то, что «эта книга обладает совсем иными достоинствами, чем просто литературные. Если книга родилась в глубине сердца, она дойдет до других сердец, искусство и мастерство здесь не имеют особого значения.»

Будучи книгой религиозного вдохновения, Коран напоминает Тору своим чертами универсального путеводителя, охватывающего все вопросы жизни. Верно, что у него более сумбурные композиции, а повторы там просто бесконечны. Но, как замечали комментаторы Корана, «Б-г никогда не повторяется». И также как Тора была дополнена традицией Мишны и Талмуда, так и Коран был дополнен исламской традицией хадисов, которые были записаны в IX веке.

Если попытаться определить, какое место в учении Мохаммеда занимали иудаизм и христианство, то можно легко убедиться в преобладающем влиянии первого. Жесткое единобожие Торы сохраняется постоянно и, если возможно, утверждается с еще большей энергией:

«Нет Божества кроме единственного Божества.»

«Безбожники те, кто утверждает, что Аллах — это третий в «Троице.»

«Как мог Он иметь детей, если у Него никогда не было спутницы, если Он сам создал все сущее и если Он всеведущ.»

Что касается ритуалов, то закон Моше, давно вышедший из употребления у христиан, хотя и облегчается Мохаммедом, сохраняет свою силу в большинстве случаев, идет ли речь о пищевых предписаниях и запрете употреблять свинину, об омовениях и очищениях, о регламентации семейной жизни, или о последовательности молитв и постов.

Христианской идеей, без сомнения, является идея поиска пророчеств о пришествии Мессии. Только у христиан это относится к Иешуа, а у мусульман — те же ссылки касаются исключительно Мохаммеда.

Замечательно, что Мохаммед в целом выказывает уважение обеим религиям. В Коране много раз провозглашается принцип свободы совести:

«Не должно быть никакого религиозного принуждения!»

«Если бы Г-подь твой пожелал этого, все без исключения поверили бы. Можешь ли ты принуждать людей стать верующими, когда душе дано уверовать только с позволения Аллаха?»

Эта свобода совести означает неотъемлемое право «хранителей Писания» любить Б-га своим очень несовершенным способом.

«Никогда не отталкивай тех, кто молится своему Г-споду, стремясь увидеть Его Лицо! Требовать у них объяснений не — твоя обязанность, а требовать объяснений у тебя не их обязанность. Отталкивая их, ты окажешься среди неверных.»

А как же быть с призывами «Убивайте неверных»?

Это тоже есть в Коране, но эти проклятия и эти насилия направлены исключительно против политеистов, против арабских идолопоклонников, которые не хотят признать Б-жественный порядок, установленный Мохаммедом для своего народа. Этот призыв начнет применяться к христианам лишь после эпохи крестовых походов. Но в остальном ислам не знает жестокости; это прежде всего религия терпимости. Эта религия соответствовала человеческим меркам, понимающая возможности человека и его слабости. Она не требует высшего или невозможного и не стремится поднять человечество к недоступным высотам, как это делало христианство.

Отношение Мохаммеда к евреям на разных этапах его политической жизни.

Мохаммед ожидал, что евреи Аравии примут основанную им религию. Разве она не базировалась на принципах иудаизма, и разве он, Мохаммед, не продолжал великую традицию пророков Израиля? Евреи радовались тому, что идолопоклонство арабов сменилось верой в Единого Б-га, но идей Мохаммеда они не могли принять. У них давно существовала своя традиция, своя цивилизация, своя религия и высшие достижения их религиозной мысли — ТаНаХ и Талмуд.

Поняв, что евреи не собираются присоединяться к исламу, Мохаммед и его сторонники начали их преследовать. Они напали на евреев Медины и вынудили их бежать из города. Многие евреи, кочевавшие по пустыне, также подверглись нападениям. Часть евреев истреблялась или превращалась в рабов. Оставшиеся в живых были обложены специальными налогами и принуждены подчиняться унизительным законам. Свободе и безопасности еврейских общин Аравии пришел конец.

Отношение первых халифов к евреям.

Мохаммед умер в 632 году. Его преемником — халифом — стал Абу-Бекр, который умер два года спустя. Следующим был Омар. Его обратил в новую веру лично Мохаммед. Омар служил у пророка советником и руководил его военными операциями в Аравии. Теперь халиф Омар стал правителем Аравии и духовным главой всех мусульман.

Омар объявил миру священную войну. На своих быстрых конях халиф и его соратники пересекли пустыню и вторглись в страны «Плодородного полумесяца». Омар был великим завоевателем. За ним стояли способные полководцы и рвущаяся в бой армия опытных всадников.

Омар и его полководцы заняли Египет, Палестину, Сирию и Персию и всюду на своем пути насаждали ислам. Персы вначале были вытеснены с равнин Месопотамии в Иран, откуда они некогда пришли. Затем, в 651 году, весь Иран был также завоеван. Прежде могущественная Персидская империя была вынуждена встать на колени перед новой силой, пришедшей из Аравии.

Омар заложил основы обширной империи арабов, которую нередко называют Халифатом. Его преемники продолжали совершать завоевания и обращать народы в ислам. Теперь мусульманская держава обнимала все страны «Плодородного полумесяца» от дельты Нила до Персидского залива.

Законы Омара

Шесть условий являются основными:

Зимми никогда не будут подвергать Коран насмешкам и критике и не будут искажать его текст;

Они не будут говорить о Пророке лживые или презрительные слова;

Они не будут говорить об исламской религии непочтительно и насмешливо;

Они не притронутся к мусульманской женщине и не будут пытаться жениться на ней;

Они никогда не будут пытаться отвратить мусульманина от его веры,а также не будут посягать на его жизнь или имущество;

Они никогда не будут оказывать помощь врагу или укрывать шпионов.

Нарушение хотя бы одного из условий отменяет договор и лишает зимми защиты мусульман.

Шесть других условий являются желательными. Их нарушение карается штрафами и другими наказаниями, но не отменяет договора о защите;

Зимми должны носить гийар, отличительный знак желтого цвета для евреев и голубого цвета для христиан;

Они не будут строить более высокие дома, чем дома мусульман;

Они не будут звонить в колокола и громко читать свои книги или свои рассказы об Эзре и мессии Иисусе;

Они не будут публично пить вино и показывать свои кресты и своих свиней;

Они будут хоронить своих мертвецов в тишине, так, чтобы не было слышно их плача и траурных возгласов;

Они совсем не будут пользоваться лошадьми, как благородных кровей, так и обычными, в то же время они имеют право ездить на мулах и ослах.

К этим двенадцати требованиям, в которых пересекаются откровенное презрение и доброжелательность, столь свойственные мусульманам, следует добавить и тринадцатое, крайне важное условие — зимми должны платить налог в двух различных формах:

1 — харадж — основной налог;

2 — джизия — подушная подать, взимаемая со взрослых мужчин. Об этом налоге знаменитый правовед Маверди писал:

«что этот налог взимается с презрением, поскольку речь идет оплате, которую должны вносить зимми по причине своей неверности, но он также взимается без жестокости, поскольку речь идет о милости, которую мы им оказали.»

Отдельно рассматривались и отношения к зимми.

В целом широкая терпимость к ним характеризует как теорию, так и практику. Мохаммеду даже приписывают слова:

«К тому, кто причинит зло зимми, следует относиться так, как если бы он причинил зло мне самому.»

Одно из объяснений несомненно скрывается в земных причинах, побуждавших арабских завоевателей защищать жизнь и веру зимми — трудолюбивых земледельцев и ремесленников, на которых держалась экономическая жизнь халифата.

«Но я предпочитаю, — пишет Л.Поляков, — сделать акцент на другом аспекте этой проблемы, который, возможно, скрывает более глубокую истину, а именно: кроткие предписания Иешуа привели к рождению наиболее воинствующей цивилизации, наиболее непримиримой из всех известных в истории человечества, в то время как воинственное учение Мохаммеда породило гораздо более открытое и терпимое общество. Таким образом, получила еще одно подтверждение истина, что предъявлять человеку слишком большие требования означает подвергать его сильным искушениям. Когда очень хотят сделать из человека ангела, рискуют получить зверя.»