Речь о том, что именно евреи празднуют во время Песаха. О египетском рабстве, эффективном плане побега и впечатляющем осуществлении этого плана со спецэффектами и вероятном вмешательством высших сил.
Прежде всего оговорочка. Нет, Песах и христианская Пасха не одно и то же. И было бы странно, если бы иудеи и христиане праздновали одинаковые события. Христианство, возникшее на фундаменте иудаизма, поразительно быстро оставило за скобками историю еврейского народа со всеми ее легендами, за исключением тех, которые были пригодны в христианской мифологии как не противоречащие ей.
И если Христиане на Пасху отмечают воскресение Иисуса, то иудеи, к Иисусу равнодушные, ставят во главу угла совершенно другие, гораздо более древние и фундаментальные события. Тот факт, что праздники называются почти одинаково и отмечаются более-менее в одно время, говорит лишь о том, откуда христианские отцы-основатели черпали свое вдохновение, создавая новое учение.
Итак, если с этим мы разобрались, давайте в очередной раз взглянем на хорошо нам всем знакомые события, именуемые в Библии Исходом. Как я уже говорил, в истории бегства евреев из Египта (не путать с бегством в Египет родителей Христа) имеется ряд вопросов. Ну, это вполне понятно. Историки за редким исключением сходятся в том, что события такие имели место, но вот с историческими подтверждениями за давностью лет дела обстоят не блестяще. Даже даты, которые выдвигают различные исследователи, отличаются весьма радикально: примерно от 2100 до 1050 годов до н.э. Это примерно как гадать, осаждал ли Саладдин Иерусалим в 12-м веке или позавчера. Почти тысяча лет разницы.
Но не будем придираться к цифрам.
Есть версия, что евреи в Египте были рабами и ужасно страдали от угнетения со стороны местных. Эта версия в основном содержится в религиозных источниках — иудейском и христианском. Так проще объяснить, зачем было покидать эту страну. Но исследования показывают, что вероятнее всего евреям в Египте долгое время жилось вполне сносно. Им был выделен участок земли, который они постепенно привели в порядок, подвели воду, озеленили, как много столетий спустя сделают с Израилем. Евреи обустроились и довольно быстро их община разрослась, сравнявшись по численности с египетским населением и даже несколько обогнав его.
Но тут, как назло, власть в Египте сменилась и представители новой правящей династии решили, что не бывать на их земле еврейскому государству. Вот тут-то и начались притеснения вплоть до убийства еврейских мальчиков с целью повлиять на демографию. Евреи, будучи людьми неглупыми, решили, что в гостях хорошо, а дома лучше, и засобирались на историческую родину. Однако, как мы знаем из опыта, суровые правители всегда ценили дешевую (а лучше бесплатную) рабочую силу. В общем, стали ли евреи в действительности рабами, неизвестно, но невольниками они точно были. Во всяком случае домой их никто не отпустил.
Тут на сцене появляется Моисей и вступает с фараоном в переговоры, пытаясь убедить его отпустить евреев в Ханаан, в землю обетованную. Фараон уперся, в результате чего (не без помощи бога Израиля) последовали «10 казней египетских«. Или не последовали, доподлинно это не известно. Однако часть этих «казней» наука вполне способна объяснить рациональными причинами: нашествие саранчи, вода, окрашенная кровью, даже дождь из лягушек. Сложнее понять, отчего могли гибнуть все мальчики-первенцы в египетских семьях. Скорее всего эту кару добавили авторы легенды в отместку за убийства еврейских мальчишек.
Как бы то ни было, из-за «казней египетских» или по каким-то другим причинам фараон уступил, и примерно полтора миллиона человек, если верить смелым подсчетам историков, покинули Египет для репатриации.
История с расступившимися водами Красного моря тоже неоднозначна. Если понимать ее буквально, то без чуда никак не обойтись. Для тех, кто в чудеса верит, вопрос таким образом полностью закрыт. Мне же это кажется все-таки сомнительным объяснением. Скорее всего — и на этот счет тоже имеются научные теории — евреи пересекли не море, а область болотистых озер к северо-западу от дельты Нила. Пожалуй, такой вариант выглядит менее впечатляюще, но зато куда правдоподобнее.
На том, почему евреи бродили по не такой уж великой пустыне без малого 40 лет, специально останавливаться не буду.
Гораздо любопытнее другое. Чем они там питались все это время? Собирались в спешке, основательнее мацы ничего приготовить не успели, но и мацы ведь на 40 лет не напасешься. Этот вопрос, к сожалению, историки оставили без ответа. Но богословы и здесь пришли на выручку, благо у них есть решение любой проблемы. В данном случае ответ замечательно прост: манна небесная. Господь прямо с неба снабжал народ этой самой манной шесть дней в неделю. В субботу нет. Впрочем, в субботу и сейчас в Израиле продуктовые магазины закрыты, за исключением некошерных. Несмотря на схожесть названия, это была не манная крупа, а что-то вроде волшебных хлебных шариков. Почему волшебных? Потому что, по легенде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла. Очень рационально в длительном походе.
Ну и под занавес занятная история со скрижалями. Моисей, как вы знаете, поднялся на гору Синай поговорить с богом тет-а-тет, а народ внизу от нечего делать принялся поклоняться статуе золотого тельца. Иудаизма как религии еще не существовало, так что в выборе объектов для поклонения ограничений не было. Тем временем Моисей, довольный удачно проведенными переговорами, спустился к людям со скрижалями Завета. Но, увидев, до какого непотребства они дошли без своего лидера, разбил скрижали вдребезги.
Дальше, конечно, было разбирательство, вправление мозгов заблудшим, выявление зачинщиков и самых ярых идолопоклонников, а затем и массовые казни. Об этом нечасто рассказывают, но 3 тысячи раскольников Моисей приказал казнить, чтобы не мутили народ и не позорили его перед единственно правильным богом (по версии самого Моисея).
Когда чистка рядов была закончена, пророк решил снова подняться на гору и отчитаться о последних событиях. Судя по всему, бог вполне одобрил действия лидера и вручил ему новые скрижали. Многие задаются вопросом, был ли второй текст идентичен первому? Или, посмотрев на то, что происходит внизу, всевышний сделал работу над ошибками и вручил Моисею новую редакцию Завета? Боюсь, тут нам ни историки, ни теологи помочь с ответом не смогут. Наверняка самые ученые раввины догадываются, как оно все было, но знать в точности не может никто.
Впрочем, истории со скрижалями посвящен отдельный праздник, шавуот,.
Одно можно сказать со всей определенностью, евреи ушли из Египта, провели много времени в пустыне, обрели во время своего великого похода некий свод правил, который стал основой их религии, положил начало всем священным книгам иудаизма и определил множество традиций, существующих по сей день.
Память обо всем этом и составляет суть Песаха.