Да, евреи действительно отмечают одни и те же религиозные иудейские праздники разное время, если они находятся в Израиле и за его пределами. Но происходит это не потому, что израильтяне скучные и работящие люди, а заграничные евреи – веселые ребята, любящие вечеринки. Просто это одно из правил иудаизма, у которого есть своя сермяжная логика.
У средневековых раввинов существовало мнение, что это часть наказания евреев, изгнанных Господом со своей родной земли. Дескать, на своей родине они не соблюдали установленные памятные дни должным образом, и за это они должны отмечать их сверх меры, находясь за ее пределами.
Но на самом деле, все гораздо проще, и объясняется особенностями исчисления еврейского календаря и способностью общества в древние времена передавать те или иные сведения.
Дело в том, что Израиль страна сравнительно небольшая. Поэтому многие правила иудаизма были сформулированы, исходя из этого. Например, на всю землю обетованную имелся только один-единственный Иерусалимский храм, где верующие могли возносить Богу жертвы и регулярно по нескольку раз в год отправляться туда в паломничество. Вспомните: тот же Иисус прибыл в священный город с целью отметить Пасху. А не устроил торжества в своей родной Галилее, где был в безопасности, и его все прекрасно знали.
Так вот, добавление дополнительных праздничных дней было связано с особенностями еврейского календаря. Он не сразу появился в современном фиксированном виде, когда составлены таблицы на много лет вперед. Изначально требовались сложные вычисления, в результате которых компетентные в арифметике мудрецы объявляли о начале месяца или даже года.
В древности Синедрион объявлял о начале нового месяца на основании показаний двух свидетелей, которые утверждали, что своими глазами видели новолуние. Для сообщения об этом в отдаленные области земли Израиля сначала использовались костры, а затем начали отправлять послов.
Но в период эллинизма дети Сиона расселились далеко за пределы своей родины, и стали жить по всему Средиземноморью. Донести до них весть о начале месяца было попросту невозможно. И тогда было принято решение ввести дополнительный второй день празднования для евреев в диаспоре – если имеются ввиду события, отмечать которые заповедовала сама Тора.
Когда позднее был введен фиксированный календарь, и необходимость сообщать о начале месяца в удаленные от Иерусалима места отпала, эта традиция была сохранена. Средневековые каббалисты объясняли ее нужность следующим образом. Якобы, евреям диаспоры требуется больше времени, дабы духовно подготовиться к празднованию соответствующих событий. Просто потому, что они находятся в обычном, никак не связанном с Господом месте. Тогда как в Израиле благодаря святости самой земли им для этого нужен всего один день. Но на самом деле так нужно, чтобы ТОЧНО не пропустить праздник.
Кстати, в иудаизме есть разница между политическими и ритуальными границами земли обетованной. Поэтому некоторые жители Израиля вынуждены точно так же отмечать традиционные праздники два дня, как будто они живут за его пределами. В данном случае имеются ввиду население израильских поселений на палестинской территории – даже если они живут в сотне метров от границы.