В свое время Полину Гельман выгнали из авиаклуба: сказали, что она и авиация – вещи не совместимые. Тем не менее, девушка добилась своего зачисления в легендарную 325-ю ночную бомбардировочную авиадивизию, летчиц которой немцы называли «ночными ведьмами». Она дошла до Берлина, и была представлена к званию Героя на следующий же день после окончания войны.
Давайте расскажем ее историю.
Полина родилась в Бердичеве в 1919-м году в семье революционеров. Отец был рабочим, пал в боях с петлюровцами, когда его дочери едва исполнился год. Мама трудилась в типографии и распространяла запрещенную литературу. После гибели мужа она бежала с девочкой в Белоруссию, и поселилась в городе Гомеле.
В 1930-е годы авиация была в большом почете: были совершены беспосадочные перелеты на огромные расстояния, летчики спасали полярников-челюскинцев прямо со льда. Вот и в Гомере появился собственный аэроклуб, куда Полина пришла вместе со своей подругой Галиной Докутович.
Они вместе осваивали теорию, совершили несколько прыжков с парашютом, чтобы побороть естественный страх высоты. Но когда дело дошло до практики, оказалось, что рост Поли слишком мал – она даже не доставала до педалей. Ее с позором изгнали из клуба, поскольку для того, чтобы стать пилотом у девушки не было необходимых физических данных. Тогда как подруга закончила курс, и впоследствии поступила в Московский авиационный институт.
А вот нашей героине пришлось подавать документы на истфак. Она успела окончить три курса в МГУ, прежде чем война прервала обучение. Уже 22 июня комсомольская организация ее университета провела внеочередное собрание. Там было принято общее решение идти на фронт, и все комсомольцы-добровольцы отправились в военкомат. Большинство парней зачислили в армию, тогда как девушкам говорили, что война – не женское дело.
Тем не менее, уже в октябре был объявлен набор в женские авиационные части. Ответственной за это стала знаменитая летчица Марина Раскова – одна из первых дам, удостоенных звания Героя Советского Союза. Полина добилась встречи с ней, и упросила зачислить ее на краткие трехмесячные курсы штурманов. Этим специалистам удовлетворять требованиям роста было не нужно, и ее приняли.
Впрочем, только в середине следующего года ее отправили в действующую армию. Это был ночной бомбардировочный авиаполк, состоящий исключительно из женщин. Сначала противник, а затем и сами советские летчицы, начали именовать это подразделение «ночными ведьмами» из-за их невидимых атак и огромного урона, который они наносили.
Здесь Гельман вновь встретилась со своей белорусской подругой. Она успела полетать с двумя напарницами, прежде чем ее определили в пару к Раисе Ароновой, также впоследствии получившей звезду Героя. Вместе они совершили сотни боевых вылетов сначала на Северном Кавказе, затем в Новороссийске и Крыму, Белоруссии, Польше и, наконец, под Берлином.
На небольших самолетах ПО-2, которые в советской авиации называли «небесными тихоходами», а немцы презрительно величали «рус фанер», девушки сбрасывали бомбы и агитацию, доставляли боеприпасы, провизию и медикаменты действующим войскам и партизанам. Причем, мелкие бомбы брали в кабину и бросали вручную. Делалось это в полнейшей темноте, чтобы не заметил противник. Дело было в том, что при единственном попадании выживаемость их машины была нулевая. Достаточно было одной пули, чтобы их самолет загорелся.
Галина Докутович и Марина Раскова не смогли своими глазами увидеть конца войны – обе погибли в тяжелом 1943-м. Но экипажу Ароновой – Гельман повезло: они сумели дойти до Берлина. Последний их боевой вылет состоялся в мае: летчицы бомбили немцев, отказавшихся капитулировать. Обеих представили к званию Героя 10.09.1945-го, да и получили они награды в один день.